Основные закономерности психического развития ребенка от четырех до пяти лет

Психическое развитие ребенка зависит от целого ряда факторов.  Прежде всего от тех качеств, которые заложены в нем природой. Они характеризуют строение, и функции организма особая роль отводится нервной системе и мозгу, благодаря которому ребенок может освоить сложные виды психической деятельности.  Но как показали исследования наличия одних врожденных качеств недостаточно для того, чтобы психическое развитие ребенка протекало успешно.

Отечественные психологи считают, что полноценное развитие ребенка возможно только благодаря умелому руководству со стороны взрослого.

На пятом году жизни продолжает развиваться игровая деятельность ребенка. С помощью взрослых дети должны освоить разнообразные игровые роли с присущими им игровыми действиями.

Дети 4 – 5 лет могут выстроить последовательность игровых действий в соответствии с логикой развития сюжета. У них появляется возможность установления ролевых взаимодействий с другими участниками игры. В этом возрасте дети обычно выбирают относительно простые роли (например, водителя и пассажира, доктора и больного, учителя и ученика и т.д.)

Продолжает развиваться изобразительная деятельность. Хотя графические образы становятся более детализированными, велика условность их соотнесения с реальными объектами. Выполняя рисунок, ребенок не уделяет достаточного внимания отдельным деталям, поэтому изображение может быть не точным.

Родителям  можно использовать различные схематические изображения для их последующей детализации в процессе обсуждения с детьми.  Для  этого следует подбирать сюжеты, которые соответствуют игровым ролям, осваиваемым вашими детьми. Можно показать схематичное изображение персонажа и обсудить с ребенком  детали его внешнего вида, постепенно дополняя рисунок (предлагая ему соответствующие вопросы), а можно предложить малышу самому дорисовать схематическое изображение.

Дошкольники этого возраста с удовольствием занимаются конструированием из строительного материала. Их конструкции становятся достаточно разнообразными. Дети могут построить несколько видов одного и того же объекта (например, дома). Они охотно следуют плану,  предложенному взрослым, а также могут проявлять инициативу при создании плана постройки. В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться воображение. Этот психический процесс выполняет две функции:

  1. Воображение осуществляет познавательную функцию, позволяя ребенку построить целостное представление о мире. В тех случаях, когда познаваемые объекты оказываются слишком сложными благодаря замещению и моделированию, ребенок все равно осваивает их свойства, достраивая представление о них в своем воображении. Это не означает, что ребенок  более точно отражает объект в образе.  Он в уме создает другой объект, который замещает познаваемый, и тем самым поддерживается целостное видение мира.
  2. Воображение связано с эмоциональной сферой, направленной на защиту Я ребенка. В этом случае воображение функционирует в ситуации неопределенности (например, при конфликтных отношениях с родителями, негативном отношении со стороны близкого взрослого),  когда ребенок не знает о том, какая стратегия проведения будет правильной. Эмоциональное воображение ребенка создает отрицательный эмоционально насыщенный образ, замещающий негативное взаимодействие со взрослым.  Другими словами, ребенок переживает не по поводу плохого обращения со стороны матери, а боится вымышленного им персонажа (например, Бабы-Яги). Таким образом, ребенку удается защитить свое Я и сохранить положительное отношение к близким людям. Кроме того, с целью эмоциональной защиты и поддержки он может вовлечь в эту ситуацию именно того взрослого, по поводу которого изначально возникли эмоциональные переживания. Эмоциональное воображение способно привести к нежелательным последствиям в развитии ребенка, если он создаст для себя такую систему образов, которая заменит ему реальность.

У ваших деток продолжает развиваться восприятие: они могут назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Поэтому нужно использовать задания, направленные на классификацию предметов по форме, величине, цвету и т.д. (Дети легко могут собрать пирамидку из 5-7 колец разной величины.)

Совершенствуется ориентация в пространстве, которая отражается в знании и употреблении дошкольниками предлогов. В связи с этим важно предлагать задания на анализ положения объекта в пространстве и на плоскости листа. Можно давать задания, связанные с расположением на листе небольших предметов в соответствии с указаниями взрослого (например: «Поставь синюю фигурку в левый верхний угол листа, а зеленую – в середину правого края листа» и т.п.)

В этом возрасте интенсивно развивается образное мышление – дети способны решать различные задачи, используя схематические изображения.  Детям нужно научиться оценивать такие отношения, как начало, середина и окончание процесса, для чего полезно организовывать наблюдение за изменениями объектов живой и неживой природы. Например, сначала светило солнце, потом появились облака, а затем пошел дождь; или сначала посадили семечко, потом  появился росток, а затем выросло большое растение. Представления о таких изменениях структурируют интеллект ребенка, позволяют ему предвосхищать наступление различных изменений и событий, снижают эгоцентризм, развивают речь  (важно правильно называть каждую фазу изменяющихся явлений и характеризовать их содержание).

В этом возрасте продолжается развитие  внимания. Теперь ребенок может заниматься интересной для него деятельностью 15 – 20 и более минут.

У детей происходит дальнейшее развитие речи: она выступает как предмет особой активности детей.  В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, которое нуждается в поддержке со стороны взрослого. Родитель не должен отмахиваться от детских вопросов, а наоборот, стараться отвечать на них, поддерживая интерес ребенка. Будет  понятнее малышу, если свою информацию родитель подтвердит иллюстрацией в книге.

Задача родителей заложить традицию чтения книг. Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира).  Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ различных жизненных ситуаций.  При чтении сказки не нужно менять конец или «выбрасывать» нежелательные действия того или иного персонажа. Народные сказки выверены до мельчайших деталей, а в их основе лежат мыслительные схемы, аналогичные тем, на которых основан творческий процесс.  Ознакомление со сказкой не должно ограничиваться разовым прочтением.  К одной и той же сказке нужно возвращаться много раз, задавать по ее содержанию вопросы, побуждающие детей объяснять, какие трудности преодолел тот или иной герой, почему он поступил именно так. Знакомство со сказкой окажется эффективным для умственного развития ребенка в том случае, если он достаточно хорошо освоит ее содержание и поймет мотивы поведения основных героев. Сюжет сказки может стать основанием для ее разыгрывания по ролям, изобразительной деятельности и т.д.  каждая сказка содержит в себе не только модели мышления, но и нравственные нормы. Осваивая тот или иной сюжет, ребенок одновременно знакомится с моральными нормами, поэтому очень важно использовать нравоучительные сказки. Обсуждение содержания таких сказок предполагает сравнение с положительным героем, поэтому оценка взрослым действий персонажей сказки оказывается для ребенка решающей.

Оценивая моральное поведение ребенка этого возраста, нужно иметь в виду, что у него формируется потребность в уважении со стороны взрослых, что и является причиной повышенной обидчивости на их замечания для дошкольника. Чрезвычайно  важна похвала взрослого, поэтому оценка его поведения должна быть позитивной. При этом необходимо указать, за какие действия ребенок получил похвалу. Если же приходится обратить внимание на недостатки в поведении, то обязательно нужно подчеркнуть, что в целом родитель хорошо относится к малышу и хочет помочь ему справиться с трудностями.

Средний дошкольный возраст – это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребенка, ответственные за его произвольное моральное поведение. Особую роль здесь играет взрослый, который должен понимать: именно он является тем человеком. С которым ребенок идентифицирует себя.  Родители не должны отдалять от себя ребенка, провоцировать негативные переживания, которые могут быть вызваны отрицательной оценкой поведения малыша, неожиданными  и громкими криками с угрозой в его адрес или игнорированием его инициативы при демонстрации собственных достижений.


Оставить отзыв

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо войти.