Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе с ФФН
Тема: Составление описательного рассказа на тему «Зима»
Программные задачи:
Связная речь: учить детей при описании использовать разные типы предложений (простые распространенные и сложные);
Словарь: учить подбирать определения к заданным словам;
Грамматика: совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи», объяснить название и правила игры «Живые слова».
Звуковая культура речи: добиваться четкого произношения слов и фраз, включающих звуки «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться интонацией вопроса, делить трехсложные слова на слоги.
Предварительная работа: беседы, наблюдения, рассматривание картинок, чтение художественной литературы, обсуждение новогодних просмотров.
Материал к занятию: карточки-подсказки, листы для записей.
Ход занятия:
1. Воспитатель предлагает вспомнить, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года? Какой зимой снег? Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? Какая погода бывает зимой? Что происходит зимой с деревьями?
Как живут зимой птицы и звери? Какими красивыми словами можно сказать о зиме, какая она.
2. Дети придумывают рассказ, используя в своих рассказах карточки-подсказки. Воспитатель записывает рассказы детей. Голосованием выбирается лучший рассказ по мнению детей и помещается в уголок для родителей.
3. Физкультминутка «Ветер и снежинки».
4. Игра «Подскажи словечко».
Воспитатель читает «Падал пушистый белый…» Вопросы детям: Про что я сказала? (про снег). Что я сказала? (падает белый пушистый снег).
5. Воспитатель: Ребята, вы знаете, что со словами можно также играть, как с машинами, куклами?
Детям дается по одному слову. Участвуют 3 ребенка (деревья, покрыты, снегом). Слова стоят по порядку слева-направо, каждый произносит свое слово, дает руку следующему. Дети читают предложение «Деревья покрыты снегом». Воспитатель хлопает в ладоши «слова» разбегаются и меняются местами. Дети читают что получилось.
6. Чтение стихотворения «Курица и цыплята»
Любовалась цыплятами курица,
Что не цыпленок, то умница.
(А. Капралова)
Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? (ц) Назовите слова, в которых есть звук «ц». Дети делят слова на слоги (ку-ри-ца, ум-ни-ца).
Стихотворение «Внучка»
Утром дед спросил у внучки:
— Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
— Я не белоручка!
(Б. Авдеенко)
Дети выполняют аналогичное задание.
«Цыпленок с курицей пьет чай на улице». «Очень часто бьются у Танечки блюдца». Детям предлагается произнести скороговорку четко, медленно, быстро).
8. Игра «Испорченный телефон»
9. Итог занятия.