Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как человек победил ночь»

Цель:  Уточнить представления об источниках света, о необходимости рационального освещения помещения и т. д.; о свете как источнике тепла; продолжать развивать воображение и логическое мышление; продолжать учить рассуждать.

 

Материалы и оборудование:   Крош и Копатыч (игровые персонажи); картина с изображением ночной реки, поляны, костра и палатки; макет комнаты с различными осветительными приборами; лучина, свеча, электрическая лампочка, спички.

 

Предварительная работа:  Беседы и занятия на темы: «Различные источники света», «Свет как источник тепла», « Экономь электроэнергию».

 

Ход занятия:

Воспитатель:  Поздняя осень, холодно, сыро. Приятно вспомнить о лете. Ребята расскажите, кто, где отдыхал летом?  (Рассказы детей). А у реки кто-нибудь отдыхал? (ответы детей). Значит, некоторые из вас  в жаркие дни ходили на речку. Отдых у реки – это хорошо, потому что…

Дети: Можно купаться, загорать, ловить рыбу; даже в жару прохладно.

Воспитатель: Но отдых у реки – это и плохо. Почему?

1Дети: Можно на солнце обгореть.

Воспитатель. А ночью на реке?

Дети: Комары кусают, темно и страшно.

Воспитатель: В этом убедились и Крош с Копатычем, отправившись на рыбалку. Когда стемнело, им стало холодно и грустно. Но ведь ночью ещё и темно. Как вы думаете почему?

Дети: Ночью все спят.

Воспитатель: Правильно, поэтому должно быть темно – иначе свет будет мешать спать. В то же время ночью не  должно быть темно. Почему?

Дети: Чтобы не было страшно тем, кто не спит.

Воспитатель: А ещё свет даёт тепло, так необходимое в ночное время. Так что же делать Крошу и Копатычу?

Дети: Развести костёр – будет тепло и светло.

Воспитатель:   Крош и Копатыч так и сделали. Но свет разбудил птиц, рыб,  деревья, траву.  Они стали выражать своё недовольство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошёл дождь. Всё живое обрадовалось ему, потому что…

Дети:  Костёр погаснет, Крошу и Копатычу  придётся перебраться в палатку, станет тихо, и природа опять заснёт.

Воспитатель: В палатке было холодно. Крош решил разжечь в ней костёр, но Копатыч не разрешил. Раз идёт дождь то рыбалку можно отложить, поэтому можно поспать – свет не нужен. А вот тепла не будет. Как быть?

Дети: Укрыться одеялом.

Воспитатель: Но они с собой не взяли его. Можно было пока горел костёр, положить туда камни, поставить ведро с водой и нагреть. А потом занести в палатку. Крош и Копатыч так и сделали и спокойно проспали до утра. На следующий день, вернувшись домой,  они решили поставить у себя в доме печку, а трубу выставили в окно. Ребята печка должна быть, чтобы было тепло, и её не должно быть, потому что…

Дети:  Некрасиво, если из окна будет выглядывать труба.  Дым будет загрязнять воздух.

Воспитатель:  Чем же заменить печку, чтобы в доме было тепло? Костёр разжечь нельзя, вёдра с горячей водой дом не обогреют?

Дети: В домах есть трубы и батареи, по которым течёт горячая вода.

1Воспитатель:  А поступает она из котельных. Но давайте вернёмся к  Крошу и Копатыч. Костёр который они разожгли на берегу реки, давал им не только тепло, но и свет. Если сидеть в палатке вечером, то свет нужен. Значит, костёр в палатке хорошо?

Дети:  Хорошо. Светло; дым отпугивает комаров.

Воспитатель: НО костёр в палатке – это и плохо. Почему?

Дети:  Может начаться пожар.

Воспитатель:  Значит, источник света для палатки должен быть намного меньше. Что вы могли бы предложить Крошу и Копатычу для освещения в палатки?

Дети:  Свечу зажечь.

Воспитатель:  (зажигает свечу и лучину и наблюдая вместе с детьми за тем, как они горят). Свеча и лучина это хорошо. Почему?

Дети:  Огонь меньше, чем у костра, — света достаточно, а вероятность пожара мала. Их можно переносить с места на место.

Воспитатель:  Свеча, лучина – это плохо, потому что?

Дети:  Они быстро сгорают. Если подует ветер они быстро потухнут.

Воспитатель:  В доме у Кроша и Копатыча было светло. Да и вы обходитесь без свечей и лучин. Я загадаю вам загадки, о чём они.

Дом – стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся.

 

Чудеса на потолке –

Повисло солнце на шнурке.

 

Висит она без дела днём,

А ночью освещает дом.

 

Дети: Электрическая лампочка.

Воспитатель:   Действительно много лет назад было открыто электричество и Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры.  Лампочка должна ярко гореть, чтобы в помещении было светло, и не должна ярко гореть, чтобы не слепить глаза. Как быть?

Дети: Спрятать её в колпак – абажур.

Воспитатель:  Наступил вечер – Крош уселся перед телевизором, Копатыч улёгся спать. Ворочался, ворочался, никак заснуть не может: свет мешает. А Крош всё телевизор смотрит и свет не выключает, чтобы глаза не испортить. Друзья чуть даже не поссорились. Итак, какой должен быть свет?

Дети:  Свет должен быть тусклым, чтобы не мешал другим. Можно включить настольную лапу, торшер.

Воспитатель:   Крош так и сделал, Копатыч быстро заснул. Посмотрите на их дом (показывает макет дома), сколько у них разных осветительных приборов (рассматривают). Зачем?

Дети:   Каждый светильник нужен для своих целей: настольная лампа, чтобы читать, ночник, когда спать ложишься.

Воспитатель:   Если все светильники размещены правильно, то в помещении всегда будет достаточно светло и электроэнергию можно сэкономить (дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением).

Вот мы с вами и узнали,  как человек победил ночь.

 

Используемая литература:

О.В. Дыбина  «Ознакомление с окружающим миром в старшей группе».

Наглядно — дидактическое пособие: Серия «Мир в картинках».


Оставить отзыв

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо войти.