Вы просматриваете: Главная > Прочее > Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Земля – наш общий дом»

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой «Земля – наш общий дом»

 

 

Задачи:

— расширять представление детей о том, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;

— закрепить понятие, что мы – люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, солнце, воздух;

— развивать у детей познавательный интерес к природе, воображение, образное мышление;

— формировать стремление беречь свой общий дом, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей;

— развивать экологическую культуру дошкольников;

— воспитывать ответственное и бережное отношение к окружающему миру, природе;

— воспитывать интерес изучению природы Кубани.

 

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, слайды, (человек, животные, рыбы, птицы, насекомые, растения, вода, солнце, воздух), символические изображения, глобус, стихи, загадки, мяч.

 

Словарная работа: глобус, планета Земля, заповедник, суша, живая и неживая природа.

 

Предварительная работа: рассматривание презентации «Планета – Земля», иллюстраций из альбома о природе, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание стихотворений, пословиц, чтение художественной литературы о природе.

 

Ход занятия:

1. Организационная часть. (На фоне тихой музыки воспитатель читает стихотворение)

 

Слайд № 1-3 (Осенний лес) Быть может, вся природа —

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа —

Различность голосов?

Быть может, вся природа —

Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа —

Желанье красоты?..

К. Бальмонт

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

(Ответы детей)

– Я предлагаю, вам отправиться вместе со мной в загадочный и интересный мир природы. Как вы думаете, что это такое?

Дети: Это животные, рыбы, птицы, насекомые, растения.

 

2. Основная часть.

 

Воспитатель: Этот мир такой разнообразный и неповторимый, загадочный и до сих пор не изученный. Но вы же уже очень много знаете об окружающем нас мире. И сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Живая и неживая природа» с помощью нашего интерактивного оборудования.

Дети по очереди нажимают на картинки (живой – птицы, растения, рыбы, животные и т.д. и неживой природы – камни, небо, земля, песок, сосулька ит.д.) правильный ответ смайлик улыбается, ответ не верный – смайлик грустит) (Приложение 1)

 

Воспитатель: У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного то же и у насекомых, цветов и деревьев есть дом. (Выкладываются на доске символы). А как можно назвать наш общий дом? (Ставится глобус).

 

Слайд № 5 (Земля из космического корабля)

 

Дети: Земля.

1-й ребенок: Наше общежитие – Земля,

А ещё научнее – планета.

Никому, нельзя, ребята

Забывать когда-нибудь про это!

2-й ребенок: Наше общежитие – моря,

Родники, ручьи, озёра, реки-

Родина, короче, говоря

Данная однажды и навеки…

Слайд № 6 (Солнечная система)

 

Воспитатель: Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. Что это такое?

Дети: Это глобус.

 

Воспитатель: Глобус – это макет нашей планеты. Глобус придумали и сделали люди для того, чтобы дети имели представление о нашей Земле, как планете. Какой формы наша планета?

Дети: Она похожа на мяч, шар, она круглая…

Слайд № 7 (планета Земля — крупно)

Воспитатель: — Ребята, а почему глобус окрашен в разные цвета?

— Перечислите их.

— А как вы думаете, каким цветом обозначена суша?

— Каким цветом вода?

— А чего больше на нашей планете суши или воды?

Дети: Суша тёмная, зелёная, жёлтая, светло-коричневая, коричневая.

Дети: Вода обозначена, синим и голубым цветом.

Дети: Воды больше, чем суши.

Слайд № 8 (планета Земля из космического корабля)

 

Воспитатель: Планета Земля — самая красивая планета в нашей солнечной системе. Земля — это общий чудесный дом для всех. Она единственная планета, на которой есть жизнь. Обратите внимание на экран. Планету окружает голубая оболочка. Как вы думаете, что это?

 

Дети: Это воздух, которым мы дышим.

Воспитатель: Конечно, без воздушной защиты не было бы и жизни на Земле.

Ребёнок: И. Дайненко

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья.

Живут в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной земли

Зовётся этот дом.

Воспитатель: Природа кроме красоты и прекрасного настроения, даёт человеку то, без чего жизнь невозможна. Узнаем, ответив на загадки:

 

Не огонь, а больно жжёт.

Не пекарь, а печёт.

 

Дети: Солнце. (Выставляются символы: солнца, воды, воздуха) (Приложение 1)

Воспитатель: Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и всё же

Без него прожить не можем.

Дети: Воздух

 

Воспитатель: Меня пьют, меня льют,

Всем я нужна, кто такая я?

Дети: Вода.

Воспитатель: Вот, что даёт природа всему живому для жизни.

Слайды № 9 – 14 (Солнце. Вода: океан, море, река, ручей, роса, дождь, айсберг, снег. Воздух).

 

Воспитатель: — А сейчас поиграем в игру «Летает, плавает, передвигается по суше».

— Как вы думаете, сможет человек жить один на Земле, без животных, птиц, растений, насекомых, деревьев? Конечно, нет. От природы зависит жизнь человека.

— А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Дети: Да, зависит. Потому, что люди оберегают животных, сажают леса, очищают реки, кормят птиц, создают заповедники.

 

Слайды № 15 – 20 (Фото природы и редких животных и птиц Краснодарского края, фото детей группы, сажающих растения, кормящих птиц с родителями)

 

Воспитатель: Люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. Но человек может исправлять свои ошибки и как вы правильно сказали, создаёт заповедники. А сейчас мы с вами вспомним правила поведения в природе. (показ рисунков)

Если только захотите

Вы природе помогать,

Лучше правила учите, —

Чтобы их не забывать!

(Инсценировка стихотворения)

1-й ребенок: В лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Из рогатки не стрелять, —

Ты пришёл не убивать.

2-й ребенок: Ветки дуба не ломать,

Мусор с травки убирать.

Бабочки пускай летают.

Но кому они мешают.

3-й ребенок: Огонь – враг леса, он хитёр, —

Не разводи в лесу костёр!

4-й ребенок: Не рви цветы и не топчи траву,

Не обрывай с кустов листву.

Не мни зелёную былинку,

В лесу ходи лишь по тропинке.


5-й ребенок: В лесу всем птицам помогай,

А птичьих гнёзд – не разоряй!


6-й ребенок: Муравьиный дом в глуши,

Ты его не тормоши.

Муравьишкам помоги –

Домик их огороди.


7-й ребенок: Не обижай в лесу зверей.

Вести себя достойно просим…

В лесу, запомни, —

Мы лишь гости!

Воспитатель: О Земле – матушке, русский народ сложил много пословиц и поговорок.

— А давайте сейчас поиграем в игру «Дополни пословицу».

(воспитатель называет первую часть, дети концовку)


Без хозяина Земля — круглая сирота.

Накорми Землю — она накормит тебя.

Рощи да леса
— родного края краса.

Судьба природы — судьба Родины.

Без дождя и трава не растёт.

 

3. Заключительная часть.

 

Воспитатель: Молодцы, ребята! Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умными и добрыми.

Есть одна планета — Сад

В этом космосе холодном,

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы – только тут

В речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету, —

Ведь другой такой на свете нету!

 

 

 

 

 

Литература: Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».

Дошкольное воспитание №7 – 94г

Дошкольное воспитание №6 – 96г


Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников»

 

 

 

(Приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.