Вы находитесь здесь: Главная > Новости > «Лэпбук — новая форма организации образовательной деятельности»
Post Icon

«Лэпбук — новая форма организации образовательной деятельности»

Скажи мне, я забываю.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребёнка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребёнка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый воспитатель детского сада. Результатом такого поиска может стать тематическая папка или лэпбук.

Можно отметить преимущества лэпбука перед другими в рамках реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом появляется задача — научить ребёнка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно, эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил занятиях, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование методики создания лэпбука, которая активно используется Американскими педагогами и родителями, обучающими своих детей на дому. В начале, давайте разберёмся, что же означает понятие «лэпбук»Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка, — это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определённой теме.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

  • включённость воспитателя в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организациирабочего пространства);
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Он информативенполифункционален: способствует развитию творчества, воображения; пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера); обладает дидактическими свойствами. Пособие несёт в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.; является средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщает его к миру искусства. Структура и содержание лепбука доступно детям дошкольного возраста; он обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Чаще всего основой для лэпбука является твёрдая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Большой плюс данной работы в том, что создание лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой. Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности. Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт со сверстниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким детям раскрыть себя и свой потенциал. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребёнка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3 — 5 воспитанников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой, нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определённого задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. В группе дети учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, тем более, что работа над созданием лэпбука (от его проектирования до воплощения в жизнь) трудоёмка как по времени, так и по содержанию. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того, роль педагога в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, — педагог является тем фактором, который подталкивает воспитанников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь всё зависит от того, как человек воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Для работы над лэпбуком подходит всё: цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания, до готового результата. Каждый компонент лэпбука, над которым работает учащийся, даёт ему возможность сконцентрировать своё внимание на определённом аспекте более глобальной темы. Помимо образовательных плюсовлэпбук может восприниматься учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая её и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты, педагог понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно — научить учиться самому. Поэтому, когда созданное «сокровище» демонстрируется всем детям, происходят спонтанные обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации. Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что-то новое, тем чаще неизученное и непонятное привлекает их внимание.  Лэпбук — это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому Вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, о чём Вы хотите рассказать.

Тема лэпбука может быть совершенно любой. Как и её сложность. Лучше всего получаются лэпбуки на какие-то частные, а не на общие темы.

Не так давно мы праздновали 9 Мая – День Победы. В преддверии праздника, оформляя группу к знаменательной дате, я приготовила для детей Лэпбук. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования мы ищем новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. А дидактическое пособие лепбук как нечто другое, лучше способствует усвоению и закреплению пройденного материала, воспитывает патриотические чувства у детей к своей стране, своим предкам, геройски защищавшим свою Родину от фашистских захватчиков. Дидактическое пособие лэпбук «9 мая – День Победы»» представляет собой папку А3 из картона. На страницах папки имеются различные кармашки, мини-книжка, картотеки, картинки в которых собрана информация по теме. Вот так он выглядит в сложенном и развернутом виде.

Папка предназначена для детей старшего дошкольного возраста и воспитателей.

Дидактическое пособие  рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.

В результате у меня получилось новое, интересное пособие. Лэпбук помогает детям лучше понять и запомнить материал, это отличный способ для повторения пройденного материала.

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, её плюсы неоспоримы. В условиях модернизации образования, воспитателю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у Вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Лэпбук — это не просто метод, это полёт фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребёнке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога — лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Воспитатель: Макаренко А. Г.

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.