Интегрированное занятие по развитию речи и лепке в средней группе «Путешествие в осенний лес»

Цель:

— Уточнить знания детей о признаках осени.

-Развитие воображения, наблюдательности, умения использовать  мнемо таблицу при ответе.

— Учить внимательно слушать , отвечать на вопросы, развивать речь.

— Учить детей дополнять поделку из пластилина природным материалом, показывать возможности его применения. Продолжать учить детей убирать за собой рабочие места, аккуратно обращаться с природным материалом.

— Развивать мелкую моторику рук.

— Учить согласовывать движения с текстом логоритмики.

— Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

 

Активизация словаря:

Маленький, серенький, пушистый, длинные, короткий.

 

Материал:

Пластилин, семена клёна («носики»), Образец поделки «Заяц», игрушка – «Зайчик», «Ёжик», макеты деревьев и засушенные листочки от деревьев; аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского, шума леса и дождя;

обручи и эмблемы с изображением  птиц.

 

Предварительная работа:

Прогулки и игры на участке, сбор природного материала.

 

 

                                                  Ход занятия:

 

 Воспитатель:

Ребята, сегодня мы  отправимся с вами в удивительное путешествие в лес. Пойдём в лес погулять, на лужайке поиграть. Пойдем по узенькой тропинке, чтобы травку не помять, кустики не поломать.

 Дети берутся за руки, идут по группе, звучит запись птичьих голосов, шума леса.

Воспитатель:

По извилистой тропинке мы пришли сегодня в лес.

Посмотрите, посмотрите, сколько же вокруг чудес!

Мы с вами пришли в лес. Проходите на полянку. (Стоят макеты деревьев, пенёк, на полу рассыпаны листья). Посмотрите, как здесь красиво! Давайте вспомним, какое сейчас время года?

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся,

Это время года…

Дети: (Осень)

Воспитатель:

Как об этом можно узнать?

 Ответы детей: (Похолодало, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, деревья разного цвета, много листьев на земле).

Воспитатель:

Представьте себя в осеннем лесу в теплый солнечный день золотой осени, полюбуйтесь природой. Какие деревья? Яркая жёлтая листва деревьев. Всё радует глаз и веселит. Закройте глаза. Какие звуки можно услышать в осеннем лесу?

Ответы детей:

Шелест листвы, треск сучьев, крики птиц.( Звучит магнитофонная запись).

Воспитатель:

Послушайте, как тихо в лесу.

— Как шумит ветер в лесу? (У —  у – у…)

— Летят по ветру листья ш —  ш – ш … и падают на землю

— Шу – шу – шу… Что это шуршит у нас под ногами.

Ответ детей:

(Листья)

Воспитатель:

Да, дети, осенью листья опадают. Это явление называется листопад.

Пойдёмте  на полянку. Тихо на лесной поляне. Никого нет. Ой, кто-то зашевелился под деревом. Догадайтесь кто это?

Воспитатель показывает мнемо дорожки, по которым  дети должны отгадать загадки:

 

Летом серенький,         Под соснами, под ёлками

А зимой беленький.          Лежит комок с иголками.

Дети: (заяц)                     Дети: (ёжик)

 

 

 

Воспитатель показывает игрушку зайца и ёжика:

— Здравствуй, зайчик, здравствуй, ёжик.

Рассматривает зайца и ёжика  вместе с детьми:

— Какой заяц ?                                            Какой ёжик?

Ответы детей:

(Маленький, серенький, пушистый).      (Маленький, серенький, колючий).

Воспитатель:

— Какого цвета у зайца шерсть?    А у ежа?

Ответы детей:

( Серенькая летом, а зимой белая)          (У ежа нет шерсти, у него иголки, они серого цвета)

Воспитатель:

— Какие у зайца уши?     А у ежа?

Ответ детей:

(Длинные)                       (Маленькие)

Воспитатель:

— Как их называют ласково?

Ответ детей:

(Зайчик, заинька, зайка) (Ёжик, ёжичек)

Воспитатель:

— Какие лапки у зайца?                                А у ежа?

Ответ детей:

(Передние длинные, а задние длинные и сильные)     (Маленькие, короткие)

1Воспитатель:

— Как зайчик бегает?      А ёж?

Ответ детей:                                                      

(Быстро)                        (Медленно)

Воспитатель:

— Что зайка делает зимой?       А ёж?

Ответ детей:

(Заяц бегает по лесу)     (Спит в норке)

Воспитатель:

А сейчас выходите на нашу полянку, немного отдохнём.

Проводится логоритмика «Зайцы»:

Воспитатель:

Я превращаю вас в зайчат.

 

 Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки.

Прыг-скок, прыг-скок

Встал зайчонок на пенёк.

Ветер травушку качает,

Вправо, влево наклоняет.

Вы не бойтесь ветра зайки,

Веселитесь на лужайке.

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.

Раз! Шагают все на месте,

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали,

Все за ушком почесали.

А потом все потянулись,

А теперь нагнулись.

Головкой покачали,

А потом все весело в домик поскакали:

Скок-скок-скок.

Воспитатель: Ребята посмотрите, ёж убежал в лес в свою норку, готовиться к зиме и к спячке. А наш зайчик, что-то загрустил. Что случилось?

1Ответы детей:

(Ему одному скучно)

Воспитатель:

— Ребята, а что, если нам с вами сделать таких же зайчат?

Воспитатель берёт поделку «Заяц»:

А ну,  зайчик, прыгни на пенёк, чтобы дети хорошенько смогли рассмотреть тебя, узнать, какой формы у тебя туловище, голова, из каких материалов ты сделан.

Посмотрите, зайчик – серенький, не успел поменять свою шубку на белую.но зимой он будет белым. Туловище и голова – из пластилина, ушки – из семян клёна, очень похожи на настоящие заячьи ушки, лапки – из толстых веточек, хвостик – из шишечки туи.

1Садитесь за столы.

Воспитатель напоминает последовательность работы:

От большого куска пластилина отщипнуть небольшой кусочек для головы зайца. Какой формы голова и туловище. На что они похожи?

Ответы детей:

(На яичко)

Воспитатель:

Как же такую форму вылепить? Сначала скатать маленький шарик, потом слегка раскатать его между ладонями и отложить. Потом скатать большой шарик – туловище, немного раскатать его между ладонями, поставить на подставку, примазать головку.  Я уже вылепила  для зайчика туловище и голову, похожие на большое и маленькое яичко (показываю). Теперь нужно соединить туловище и голову, чтобы они крепко держались. Примажем головку и сделаем стекой глаза и ротик (или использовать семена липы). Теперь взять семена клёна и воткнуть их острыми концами в то место, где должны быть уши, вставить палочки туда, где должны быть ножки. Шишечка – туда, где хвостик.

Вот тебе, зайчик, и первый товарищ.

Приступайте к выполнению задания.

Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

В процессе работы воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь,

следить за способами лепки. Следит, чтобы дети делили пластилин на части, разные по величине, спрашивает ребенка, из какого комка он вылепит тело, а из какого голову. Путем вопросов уточнять названия частей тела. Поощрять тех, кто внёс в свои работы дополнительные элементы (придал зайцу другую позу, выбрал другой цвет пластилина). После изготовления предложить детям поместить зайцев на лесной полянке (У дерева, под кустом, отдельно или вместе с другими зайцами).

Воспитатель:

— Доволен ли ты, зайчик, что теперь у тебя так много друзей?

Зайчик хвалит детей: «Молодцы. Помогли зайчику приобрести новых друзей».

Зайчик, ты такой добрый, беспокоишься о своих друзьях. Дети прочитают для тебя стихи.

Дети читают стихи про зайцев.

                                                                                            

1Игра « Птицы в гнёздах».

Воспитатель:

Выходите на нашу полянку поиграть.

Ребята, на улице холодно. Заканчивается осень. Все звери попрятались в своих домах, а птицы в своих гнёздах. У всех есть дом.

Дети делятся на 3 группы  по 5 игроков. Каждой группе даю названия.

На полу раскладываю обручи – это домики гнёзда, каждая команда занимает один из них. (В домах раскладываю круги разного цвета, детям раздаются  эмблемы с изображением птиц, тоже разного цвета. Цвета эмблем соответствуют цветам домиков). У каждой птицы будет домик своего цвета. Звучит музыка. Птички летают. Слышатся удары грома, барабанит дождь. Все прячутся в домиках.  Игра проводится 2-3 раза.

Воспитатель:

Молодцы!

А теперь настала пора прощаться с нашим гостем.

2Дети:

— Приходи к нам, зайчик, ещё в гости и друзей своих приводи.

Зайчик уходит.

Воспитатель:

— Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие.

Сегодня мы с вами побывали в лесу на красивой полянке. Лес – это замечательное природное богатство.

В лес ходят наслаждаться тишиной, прохладой, пением птиц, лесными шорохами. Только тому, кто умеет слушать и наблюдать, лес открывает свои тайны.


Оставить отзыв

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо войти.