Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область «Познание». «Приключения Капельки»
Воспитатель
Макеева Людмила Николаевна
Задачи:
Образовательная: получение первоначальных сведений о воде и ее свойствах; расширять представления детей о значении воды для жизни человека; учить детей действовать по алгоритму;
Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, фонематические процессы, мелкую моторику рук; социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения;
Воспитательная: воспитывать интерес к опытам, бережному отношению к воде.
Оборудование: графин с чистой водой, 4 пустых стакана, 3 стакана с водой, маленькие стаканчики с небольшим количеством питьевой воды для каждого ребёнка, детский бассейн с водой, гуашь красного, жёлтого, зелёного цветов, 3 кисточки, чайная ложка, сахар, соль в солянке, половина лимона, пластмассовые игрушки: рыбки, краб, кит, водоросли, осьминожки; мнемотаблицы, мультимедийное оборудование.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
- Организационный момент:
Педагог (П.): Ребята, отгадайте загадку:
Кто там топает по крыше?
Топ, топ, топ,
Чьи шаги я ночью слышу?
Топ, топ, топ.
Я теперь усну едва ли –
Топ, топ, топ.
Может кошек подковали?
Топ, топ, топ.
(На экране появляется движущаяся капелька)
П.: Молодцы, правильно, а сейчас послушайте сказку:
Жил- был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов, качаться на цветах и листьях деревьев. В дождике было много- много прозрачных капелек. Одна капелька была вот такая (показ). Эта весёлая капелька сегодня пришла к нам в гости.
- Основная часть:
Капелька — педагог: Здравствуйте, ребята! Я волшебная капелька. Меня можно найти в воде: в ручейке, в дожде. Подскажите, где ещё можно найти капельку?
Д.: В море, реке, в луже. В кране, в пруду, в колодце, океане, болоте.
П.: Капельку можно найти и в росе, и в ливне, и в роднике и как вы уже сказали в водопроводном кране. Скажите, какие слова можно сказать про воду в этих стаканах?
(Педагог наливает воду из графина в стаканы.)
Д.: Прозрачная вода, чистая.
П.: Давайте попробуем воду на вкус. Какая она?
(Дети пробуют воду из стаканчиков)
Д.: вкусная, прозрачная.
П.: Сегодня Капелька расскажет вам про воду и покажет, какою разною она может быть.
Капелька (К): берём стаканчик с водой и положим туда сахар (2 ложки сахара).
Посмотрим, что произошло с сахаром?
Д.: Сахар опустился на дно стакана.
К. : Теперь аккуратно размешаем сахар ложкой. Что происходит? Куда подевался сахар? Сахар растворился в воде. Как вы думаете, какого вкуса стала вода в этом стакане? Давайте попробуем.
(Дети вместе с педагогом заполняют мнемотаблицу. Педагог наливает детям в стаканчики по глотку сладкой воды. Дети пробуют воду.)
Д.: Вода сладкая.
К.: Теперь в другой стакан выдавим сок лимона.(Педагог выжимает сок лимона). Что происходит с соком? Он опускается на дно, как сахар?
Д.: Нет, сок исчез.
К.: Сок сразу растворился в воде. Давайте попробуем воду из этого стакана
(Заполнение мнемотаблицы. Педагог наливает детям в стаканчики по глотку воды с лимонным соком. Дети пробуют воду).
Д. Вода кислая
К.: В третий стакан положим соль (сыпем соль из солянки). Посмотрите, что произошло с солью.
Д.: Соль опустилась на дно стакана.
К.: Размешаем соль ложкой. Что происходит? Куда подевалась соль? Соль растворилась в воде. Как вы думаете, какого вкуса вода в этом стакане? Кто хочет её попробовать?
Д.: В стакане солёная вода.
( Заполнение мнемотаблицы, по желанию дети пробуют солёную воду)
П.: А сейчас мы с вами поиграем.
Пальчиковые игры в воде.
«Рыбки»
К бассейну с вами подойдем, Кого там встретим – мы узнаем. |
|
Рыбки в озере живут, | Ладони прямые, пальцы прижаты друг к другу |
Вверх и вниз они снуют. | Ладони волнообразно перемещаются вверх-вниз в воде |
По команде «Раз, два, три»,
Выпускают пузыри. |
Указательный и большой пальцы сложены колечками – получатся «пузырьки», стреляют водой |
И кружатся, и шалят,
И хвостами шевелят. |
Поворачивать ладони в разные стороны, перемещая их в воде
|
«Кит» |
|
В море поперёк лежит
Чудо-юдо рыба-кит. |
Вытянуть руки вперёд, переплести пальцы. Руки слегка округлить, изображая овальное тело кита. |
Любит в море кит играть,
Вверх фонтанчики пускать. |
Большие пальцы обеих рук поднимаются вверх |
«Осьминожки»
Осьминоги, осьминожки
Тренируют ручки, ножки. |
Кисти рук перекрещены ладонями вниз, пальцы растопырены |
Могут плавать вверх и вниз. | Ладони то опускаются на дно, то поднимаются вверх, шевеля пальчиками. |
Вправо поплывут и влево –
Тренируются умело. Им гимнастика важней Всех забав и всех затей. |
Ладони передвигаются из стороны в сторону. |
П.: А теперь, ребята, вернёмся к столу.
(одна подгруппа детей работает с карточками, а другая подгруппа с педагогом)
К.: Давайте сделаем цветную воду. Кто догадался, как сделать воду в стакане жёлтого цвета?
Д.: Нужно добавить жёлтую краску.
К.: Пожалуйста, (имя ребёнка), помоги мне это сделать.
(ребёнок кисточкой добавляет в стакан жёлтую гуашь, размешивает)
К.: Кто поможет мне сделать воду красного и зелёного цвета?
( дети добавляют кисточкой в стаканы с водой гуашь красного цвета, размешивают; затем добавляют в другой стакан с водой гуашь зелёного цвета, размешивают; рассматривают разноцветную воду в стаканах)
III. Итог занятия. Рефлексия.
К.: Сегодня мы узнали, что вода может быть разного вкуса, как узнать в каком стаканчике растворился сахар, лимонный сок, соль, а в каком чистая вода?
Д.: Нужно попробовать воду
К.: Правильно, ребята, надо попробовать воду на вкус. Кто хочет попробовать?
(дети пробуют воду, говорят, какого она вкуса, какое вещество в ней растворилось)
Д.: Эта вода сладкая, в ней сахар. Эта вода кислая, в ней лимон. Эта вода чистая, в неё ничего не добавляли. (Просмотр мнемотаблиц)
К.: А также вода может быть разного цвета, потому что в воде растворяли краски.
(мнемотаблицы демонстрируются на экране)
Капелька: А теперь ребята, мне пора на тучку. Давайте прощаться. До свидания.
Дети: До свидания, Капелька, приходи ещё к нам.
Капелька: Обязательно приду ещё, прощайте.
Педагог: Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!