Post Icon

Педагогический совет-аукцион педагогических идей

1Тема:  «Интеллектуальные игры как средство развития творческих              

                                         способностей дошкольника»

Форма проведения – аукцион.

                           23 января 2014 г.

 

Цель: систематизация знаний педагогов об интеллектуальных играх, их влиянии на развитие творческих способностей дошкольника.

Задачи:

— расширить представление воспитателей об основных типах интеллектуальных игр;

— выявить предназначение воспитателя в проведении интеллектуальных игр, викторин;

План работы педагогического совета:

1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета – отв. заведующий О.А. Ракитянская.

2. Анализ тематической проверки «Условия повышения педагогической культуры родителей в сфере интеллектуального развития дошкольника» — отв. ст. воспитатель И.П. Василенко.

3. Доклад  «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей дошкольника» — отв. ст. воспитатель И.П. Василенко

4. «Разминка»

5. Делова игра «Аукцион педагогических идей».

6. Подведение итога аукциона «Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки»

7. Викторина «Что? Где? Когда?»

8. Подведение итогов, решение педсовета

9. Разное

   Доклад  на тему:   «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей дошкольника»

Развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности, в процессе которой у детей формируются воображение и символическая функция сознания, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально- творческого потенциала ребенка.

Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего — в игре. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны.

Каждый согласится с тем, что неиграющий ребенок — это нонсенс, скорее аномалия, чем норма, то, что вызывает тревогу родителей, педагогов и врачей. Детство — это не только и не столько подготовка к взрослой жизни, сколько самобытное и самоценное явление, подлинное бытие, настоящая жизнь, которая быть может, гораздо более значима, чем вся последующая. Детская игра чрезвычайно содержательна, многогранна, она составляет основное содержание жизни ребенка. А что составляет содержание игры? — Жизнь, во всем ее многообразии и проявлениях.

Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.

Основной целью проведения игр является развитие у детей творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Участие в различного вида состязаниях позволит расширить свой кругозор, применить собственные знания, эрудицию и логическое мышление, проявить умение принимать решения в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени.

Игровая технология дает возможность в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяется теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются ее участники – игроки. Игра создает прекрасную возможность для активного межличностного воздействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнерами, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения.

Интеллектуальные игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

Интеллектуальные игры учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины, делать выводы и применять их в последующем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.

Интеллектуальные игры учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (ВПД), или, проще говоря, действовать в уме. Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, его проще всего выработать.

Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и всякая деятельность, т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует и познавательную, и развивающую цель. Игра носит обучающе — игровой характер, поэтому интеллектуальные игры представляются ребенку не просто забавой, а интересным и необычным занятием.

4. «Разминка»

     Ведущий:

 — Перед началом торгов проведем разминку, где за каждый правильный ответ вы можете заработать дополнительные деньги.

  • Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Назовите их       (5-количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени).
  • Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?            (систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход).
  • Методы и приемы – это одно и то же? (Нет). Назовите методы, используемые на занятиях по ФЭМП (словесные, наглядные, игровые, практические).
  • Назовите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП (рассказ, беседа, вопросы, описание, показ предметов и действий, игры, упражнения и т.д.)
  • Назовите структуру занятия по ФЭМП   (количество частей занятия зависит от возраста и содержания, при изучении нового в младшей группе – 3части, средняя группа – 3-4 части, старшая – до 5, подготовительная группа – до 7).
  • Обобщенный образ существенных свойств предмета или объекта, точная копия предмета  (модель).
  • С какой целью можно применять палочки Х. Кюзенера? (модель числа)
  • Свойство предмета, характеризующее его размер (величина). 

Инструкция:  — Внимательно прослушайте и найдите ошибку в высказываниях:

  • Нацепив на ноги ласты, под водой плывут гимнасты. (Аквалангисты)
  • Воют волками метели, в  зимнем месяце апреле. (Апрель – не зимний месяц)
  • Хорошо в футбол играем, Шайбы часто забиваем.  (Не шайбы, а мячи).
  • А, для тех, кто здоров, вызываем докторов.
  • У сосны иголки — короче, чем у ёлки. (Иголки у сосны длиннее)
  • Рыбкам маленький сачок, сплёл умелец-паучок. (Не рыбкам, а мухам).

25.  Делова игра «Аукцион педагогических идей».

Уважаемые коллеги, мы рады Вас приветствовать вас на нашем педагогическом аукционе.

АУКЦИОН – публичная продажа товара с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих – покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар. Представляем вашему вниманию:

  • Ведущий аукциона – старший воспитатель Василенко И.П.;
  • Аукционист – заведующая детским садом Ракитянская О.А.;
  • Аукционеры – работники детского сада;

Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. Он достанется тому, кто назовет самую высокую цену. Обратите внимание на денежные знаки – купоны, которые лежат на столах. У каждого из вас имеется по пять купонов. Итак, внимание!

(Звенит колокольчик)

Аукционист: Аукцион открыт (стук молотка). Объявляются торги педагогическими идеями.

Ведущий: Тема торгов «Использование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе» (стук молотка).

1Сегодня на продажу выставлены следующие лоты:

  •  Дидактическая игра «Геометрик».
  • Развивающая игра «Сложи такой же предмет»
  • Математическая развивающая игра «ЭВМ»
  • Музыкальная игра  «Четвертый лишний».
  • Обучающая игра «Познавайка».
  • Игра — конструктор «Животные из кружков».
  • Дидактическая игра «Смайлики».
  • Развивающая игра «Музыкальный ребус».
  • Дидактическое пособие «Рыбкины примеры».
  • Дидактическая игра «Цифровой лабиринт».
  • Развивающая игра «Крестики – нолики».
  • Развивающая игра «Звукошумы».
  • Развивающая игра «Имитация»

Правила наших торгов следующие. Перед продажей каждого лота, вниманию участников аукциона автором пособия или игры будет предложено небольшое теоретическое выступление, раскрывающее особенности и специфику каждого из предложенных видов игр.

Ведущий: На торги выставляется лот № 1. Дидактическая игра «Геометрик»

Представление материала:  условия игры, задачи, ценность, на какой возраст расчитана.

Ведущий: Итак, стартовая цена лота № 1 – 10 рублей. Вместе с лотом продаются и практические материалы.

(Победителю вручается покупка)

Ведущий: На торги выставляется лот № 2.  Развивающая игра «Сложи такой же предмет»

Представление материала:  условия игры, задачи, ценность, на какой возраст расчитана.

2Ведущий: Стартовая цена лота 10 рублей.

 (Победителю вручается покупка) и т.д.

Вот и подошел к концу наш аукцион, надеюсь все остались довольны приобретению разработок необходимых в организации  игр для развития интеллектуального развития детей.  Наш аукцион закрыт!!!! (стук молотка)

6.  Итог аукциона.  Обобщение выступлений  по теме:  «Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки».

Игра – вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий чёткие правила и ограниченную продолжительность. Игра – очень широкое понятие, но мы остановимся на играх интеллектуальных.

Интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается, прежде всего, за счёт мыслительных способностей человека (ребёнка), его ума. Цели проведения интеллектуальных игр многообразны.

Основные типы интеллектуальных игр

Викторины Стратегии
Тестовая викторина(ТВ-игра) Сюжетная викторина(СВ-игра) Ролеваястратегия Экономическаястратегия Боевая стратегия
«О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?» «Полундра!» Импро-визационная «Экспромт-театр» Сценар-ная «Яхта» «Менеджер» Шашки,шахматы

Из этой схемы мы видим, что все интеллектуальные игры образуют два блока – викторины и стратегии. Что такое викторина? Это форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счёт наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.

Тестовые викторины являются формой интеллектуальных игр. Дети отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очко, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору. Это «О, счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».

Сюжетные викторины более интересные. Например, воспитатель придумывает игровой сюжет («Красная шапочка на новый лад»). Дети становятся «Красной шапочкой», «волком» и т.д.

Включается воображение, применяются элементы театрализации. Игра приобретает яркий эмоциональный характер. Примерами могут быть телевизионные передачи «Полундра», «Колесо истории» и др.

Стратегия – форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.

В боевой стратегии путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (В экономической – через действия приобретения и продажи («менеджер», «продавец» и т.д.).

В ролевой стратегии – через наилучшее достижение целей, определяемых заданной игроку ролью («Яхта» и т.д.). Ролевая форма развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с разработкой игры.

Импровизационная стратегия намечает общие положения и даёт первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.

Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторины без них вообще не существуют. Поэтому подбирать и составлять вопросы – важный фактор подобной деятельности для воспитателей. Вот крайняя характеристика типов интеллектуальных игр.

Классификация вопросов и заданий  для интеллектуальных игр:

1. Вопросы

1.1. Ответ в вопросе

1.2. Вопросы-шутки:

1.3. Оригинально о банальном

1.4. Вопрос-подсказка

2. Неизвестное об известном

3. На логическое и ассоциативное мышление

4. На удачу

Продуктивные

1. Вопросы на сообразительность.

Позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок в полной мере проявил мыслительные способности.

Ведущий говорит первую подсказку. Отгадавший получает балл.

2. Вопросы типа «Неизвестное об известном»

В вопросах даётся удивительно занимательная и малоизвестная информация о вещах. Такие вопросы увеличивают интерес к игре.

3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление.

Эти вопросы очень интересны игрокам, потому что задают необходимость выстраивать «цепочку» рассуждений. Это вопросы-задачи, задания.

4. Вопросы на удачу. Вопросы с вариантами ответов. Можно задавать самый «заумный» вопрос, у игрока есть шанс ответить. Но такие вопросы монотонно.

5. Вопросы «на приближение» Важно, чтобы факты, положенные в основу вопроса, были интересны и занимательны.

Условно допустимые для интеллектуальных игр  вопросы и задания.

В этом разряде сгруппированы вопросы, допустимые в интеллектуальных играх при каких-либо условиях.

1. Вопросы на воспроизведение полученных знаний (воспроизводящие).

Вопросы, низшие по ценности для интеллектуальных игр. Они рассчитаны на память, практически не нуждаются в обсуждении. Все вопросы задаются по пройденному участниками игры материалу.

2. Воспроизводящие вопросы «с уловкой». Вопросы требуют не только памяти, но и внимания.

3. Перечисление. Задания-вопросы, требующие перечислить что-либо. Например, общий признак: башни Кремля, станции метро, имена мальчиков и т.д.

4. Вопросы-лекции.

Вопросы требуют развёрнутого ответа, что сразу снижает интерес к игре.

Недопустимые в интеллектуальных играх типы вопросов и заданий

1. Вопросы-розыгрыши.  Требуют от игрока заученного ответа на этот вопрос, в случае ошибки участник испытывает чувство неловкости и унижения.

2. Неэтичные вопросы.

7. Викторина «Что? Где? Когда?»

1 задание – придумать название команды и девиз.

(Жюри оценивает задание по 3-балльной системе)

2 задание – ответить на вопрос

(за правильный ответ – 1 балл)

Вопросы:

1)                В Древней Руси, чтобы расплатиться, могли отрубить часть слитка серебра. Как сейчас мы называем отрубленную часть?

Ответ: рубль.

2) Он был сообщником арестованной представительницы царских кровей.

Ответ: волк: «В темнице там царевна тужит, а серый волк ей верно служит…»

3) В испанском и турецком языках, как и столетия назад, одно из значений

этого слова – «искусство вправления вывихов». А для нас это раздел науки, которая никакого отношения к медицине не имеет (Алгебра).

4) Лежат три спички; уберите из середины спичку, не трогая её. Ответ: переложить крайнюю спичку на другую сторону, и средняя станет крайней.

5) Расшифруйте строчку известной песни, если каждое её слово заменено на противоположное по значению: «От футбола болеют ложные женщины»

Ответ: «В хоккей играют настоящие мужчины».1) Когда началась ВОВ? (22 июня 1941г.).

6) Как зовут первого президента России? (Б.Н. Ельцин).

Когда началась Вторая мировая война? (1 сентября 1939г.)

2 задание — Разгадайте название сказки:

«Зелёный платочек» -…

«Квадратик» -….

«Мышь в лаптях» -…

«Солнечная крестьянка» -…

«Собачья конура» — ….

«Знайка в солнечной деревне» -…

«Рассказ о живой крестьянке и одном слабоке» -…

«Один из Молоково» -…

3 задание — по предложенным описаниям восстановить первоначальную фразу.

1.Быстрей стоишь – ближе не будешь

2.Курица кабану – подружка

3.Наша Маша тихо смеётся

4.Дылда — дочь от мамы ушла

5.Старикам нигде нет тупика

6.У орла раз чёрт украл палку колбасы

7. Ушёл дед от новой стиральной машины

8.От смелости затылок мал

9.Чужие ботинки дальше от ног

10.Борщ сметаной испортишь

11.Мне танец разрушает, и умирать мешает

12.Подумай о неделях снизу

Решение педсовета:

1. Воспитателям  регулярно использовать интеллектуальные игры в разных направлениях педагогического процесса. Срок: систематически; ответственные  воспитатели.

2. Воспитателям групп создать  картотеку методических идей по использованию интеллектуальных игр в разные режимные моменты по возрастным категориям. Старшему воспитателю оформить картотеку в методическое пособие.  Срок: до конца февраля,  ответственные:  воспитатели,   старший воспитатель И.П. Василенко

3. Оформить материал  для родителей с описанием интеллектуальных игр. Срок: до конца февраля;  ответственные воспитатели.

4. Воспитателям пополнить игровые уголки новыми играми, в том числе на электронных носителях.

5. Воспитателям  систематически  повышать свой уровень профессионализма в области игровой деятельности, подтверждая участием в интернет конкурсах  не реже 1 раза в полугодие.  Срок: постоянно; ответственные: старший воспитатель, воспитатели.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.