Формирование у ребенка навыков грамматически правильной речи

Речь — главный показатель интеллекта. Постарайтесь формировать у ребенка навыки устной речи без лишней спешки. Для этого не обязательно отводить строго определенное время, достаточно в процессе обычных домашних дел проводить различные игры и упражнения.

С чего начать? Начните с развития мелкой (пальчиковой) моторики, с закрепления правильного произношения звуков родного языка, с расширения словарного запаса и освоения грамматики.

Начнем с мужчин. Вы собрались в гараж? Захватите с собой и ребенка. Он не будет мешать, стоит вручить ему какой-нибудь болт и попросить накрутить подходящую по размерам гайку. Это прекрасная возможность потренировать детские пальчики! Пришло время проверить мотор? Послушаем, как он рычит, а заодно малыш повторит трудный звук /Р/. А затем — в путь! По дороге дайте своему малышу новое задание — называть то, что он видит за окном. Ведь папе нельзя смотреть по сторонам! Ребенок с радостью перечислит вес предметы, а заодно пополнит и закрепит словарь, а также отшлифует отдельные звуки. Усложним задание и потренируем восприятие цветов. Для начала попросите ребенка называть предметы зеленого цвета, затем это будет красный, синий и т.д. Малыш должен произносить примерно следующее: «зеленЫЙ куст, зеленАЯ трава, зеленОЕ дерево, зеленЫЕ машины» и т.д.

Следите, чтобы окончания слов были правильными!

В следующую поездку предложите ребенку посчитать встречные автомобили: «одна машинА, две машинЫ, пять машин». Или деревья: «одно деревО, два деревА, пять деревьЕВ». А потом столбы с указателями.

Ну а теперь пришла очередь мам и бабушек. Немало интересного ждет ребенка и на кухне. Насыпьте в неглубокую кастрюльку с ровным дном слой манки (1-2 мм.). Если дно белое, выстелите его цветной бумагой и только потом насыпьте   манку.   Вот   и   готова   импровизированная   доска   для   юного художника. Теперь дайте ему в руки палочку с тупым концом и покажите, как получаются интересные рисунки. Сначала — кружочки и палочки, каракули, а затем появятся «шедевры». Чтобы стереть рисунок, надо лишь слегка встряхнуть «мольберт». Он пригодится и для обучения чтению и письму: буквы на крупе писать интереснее!

Занимаясь делами на кухне, расскажите ребенку сказку о Золушке. Помните, какие ловкие у нее были помощники — мышата? Они перебрали целый мешок фасоли и гороха! Не повторить ли этот подвиг? Перемешайте в емкости фасоль и горох и попросите кроху рассортировать все по двум коробочкам. Пока малыш будет занят важным делом, вы успеете приготовить обед или ужин. Можно и усложнить задание — выложить узор из фасоли и гороха на однотонном цветном кусочке материи.

А теперь новая, еще более интересная игра. Предложите ему назвать, как называется каша из риса (гречки, манки, пшена, «Геркулеса») Какая? Рисовая, пшенная, манная, гречневая, геркулесовая. Отвар из этих же круп, какой? Рисовый, пшенный, геркулесовый…

Такие веселые игры помогают расширять словарный запас, развивать грамматический строй речи. Тем же целям послужат и другие задания: найти на кухне круглые предметы, вспомнить вкусные слова, назвать посуду (мебель) на кухне, перечислить, что кладут в суп (салат, винегрет, борщ, солонку), сказать какие слова спрятались на полке (в шкафу, в буфете), найти соленые (сладкие, кислые, горькие, свежие)слова.

Такие игры полезны детям с нескольких точек зрения:

-активизируют словарь;

-учат детей быстро «выуживать» из памяти нужное слово, совершенствуют звукопроизношение;

-помогают овладеть грамматическим строем речи.

Удачи!

Обсуждение закрыто.