Профориентация в д/с
Работа по ранней профориентации дошкольников в МБДОУ д/с №40 осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через нравственную, познавательную, трудовую, художественную, спортивную и игровую деятельность.
Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка. Развивается конкретно-наглядное представление о мире профессий.
Содержание этой образовательной области направлено на формирование у воспитанников д/с №40 положительного отношения к труду через решение следующих задач:
— развитие трудовой деятельности;
— воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
— формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.
В каждой группе сформированы профориентационные центры, в которых дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Работа в этих центрах направлена на то, чтобы ребенок мог принимать перемены, критически мыслить, осуществлять самостоятельный и осознанный выбор, ставить и решать проблемы, работать в команде, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности. Здесь воспитанники знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем.
Работа наших центров профориентации создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей)» (ФГОС ДО, 3.).
Центры в группах возглавляют воспитатели. Их роль может быть различной: педагог может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. п. Но во всех случаях воспитатель, внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативу и самостоятельность, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи.
Формы работы в центрах:
1. Проведение экскурсий
2. Организация встреч с людьми разных профессии.
3. Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.
4. Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых.
5. Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям с картин, о профессиях родителей.
6. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.
7. Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о профессиях.
8. Составление различных сценариев сюжетно-ролевых игр.
9. Знакомство родителей с их ролью в профориентации детей.
В каждой группе профориентационные центры имеют свое направление:
Младшая группа — центр сферы обслуживания и строительства (воспитатель Тасовая И.Ю.), средняя – центр служебных профессий (воспитатель Варич Т.Н.), старшая комбинированная группа – информационный центр (воспитатель Коломиец Г.А.), подготовительная к школе группа – центр сельского хозяйства (воспитатель Макеева Л.Н.).
Переходя из группы в группу, ребенок имеет возможность получить первичные представления о разных профессиях, о труде и его роли в обществе и жизни каждого человека.
Планируемые образовательные результаты:
• Дети приобретают компетентность и самоуважение.
• Дети учатся осуществлять осознанный и ответственный выбор.
• У детей развивается чувство собственной значимости, они становятся самостоятельными и инициативными.
• Родители ощущают личную причастность к программе.
• Родители начинают лучше ориентироваться в процессах развития ребёнка.
• Родители получают большее представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним.