Шахматы
«Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой жизни».
Бенджамин Франклин.
Часто воспитателям в детских садах родители задают вопросы: «Можно ли обучать малышей игре в шахматы? Как играть с ребёнком на доске?» Психологи говорят о громадных возможностях в дошкольном возрасте. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте (А.Карпов-в 4 года, Г.Каспаров, Р.Фишер, Ю.Балашов-в 6 лет, А.Алёхин, М.Таль-7 лет).
Дети любознательны-это позволяет увлечь их игрой в интересные фигурки. Игра в шахматы решает несколько педагогических задач:
Образовательная — расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание.
Воспитательная — дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать решение, не унывать при проигрышах.
Эстетическая — обогащает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой.
Физическая — развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым.
Коррекционная — помогает активным малышам стать спокойнее.
Вот и в нашей группе эта игра очень любима.
Все выше сказанное, побудило воспитателя старшей группы МБДОУ д/с № 40 Бельман Евгению Романовну организовать кружок для успешного обучения правилам игры детей в шахматы, в ходе которого дети старшего дошкольного возраста познакомятся с удивительным миром шахмат. Вместе с детьми придумали название кружка «Шахматное царство».
Познакомила детей с историей появления шахмат. Для лучшего усвоения воспитанниками знаний и умений по данной теме использовались информационно-коммуникативные технологии-мультимедийные презентации, наглядные и демонстрационные материалы (картины, книги) Вместе с детьми подобрали стихи о шахматных фигурах и оформили книгу. Дети с удовольствием рисовали графические рисунки шахматных фигур, использовали в работе различные виды штриховки и тушевки. В продуктивной деятельности изготовили шапочки – шахматных фигур. Дети разыгрывали в совместной деятельности миниатюры. Всё это способствовало закреплению названий фигур.
Для того, чтобы расширить кругозор детей и познакомить их с известными шахматистами в группе был создан фотоальбом. В фотоальбом помещены фотографии знаменитых шахматистов.
Для систематизации работы кружка разработала план, составила конспекты занятий. Кружковую работу проводила во 2-й половине дня 1 раз в неделю по 20 минут .
Провожу с детьми такие игры как:
Игра «Шахматная лесенка»
Задачи: Закреплять умение различать шахматные фигуры, называть их; дать знания о стоимости фигур; упражнять в ориентировке в пространстве, в назывании количественных и порядковых числительных.
Игра «Путешествие»
Задачи: закреплять умение называть и различать вертикали, горизонтали, диагонали; учить детей ориентироваться в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной на 64 полях; определять словами положение фишки (сначала латинская буква, затем цифра — а4); устанавливать фишку в соответствии со словесным указанием; двигаться по планшету в соответствии с командами «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; развивать мышление детей — учить находить самый короткий (самый длинный путь) между точками.
«Больше, меньше, равно»
Задачи: учить детей решать примеры и устанавливать между ними равенство или неравенство; формировать умение различать и называть знаки>, <, =; воспитывать желание играть парами или в микро группах, помогать друг другу.
Игра «Собери шахматную доску»
Задачи: Учить детей ориентироваться на листе бумаги; познакомить с понятиями «вертикаль», «горизонталь», «диагональ»; упражнять в назывании вертикалей латинскими буквами
С удовольствием дети играют в игру «Волшебный мешочек». По очереди прячут в непрозрачный мешочек шахматные фигуры и на ощупь определяют, какая фигура спрятана, любима детьми игра «Кто быстрее выстроит начальное положение фигур?», в которой дети самостоятельно делятся на пары и на скорость выставляют начальное положение.
С помощью демонстрационной доски дети с интересом выполняют различные задания и решают шахматные задачки. Например игра «курица и зернышки», где фигура это курица, а пешки –зерна, дети заданной фигурой должны уничтожить все пешки-эта игра проводится на закрепление умения ходить и бить разными фигурами.
В игре «Найди адрес» дети учатся умению находить и называть поле на которой стоит фигура.
На конец года планируем устроить шахматный турнир и развлечение с привлечением родителей.
Цель моего кружка -не воспитать чемпионов, а прививать интерес к мудрой игре. Важным достижением кружка можно считать возросший интерес у детей и их родителей к шахматной игре и желание научиться играть в эту развивающую, дисциплинирующую игру. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и к чему удивляться. Глубина и тайны –этой игры неисчерпаемы и поэтому она может стать подрастающему поколению спутником на всю жизнь.