Детство в гармонии с природой
Социально — значимый проект по экологическому воспитанию
«Детство в гармонии с природой»
в ТНР подготовительной к школе группе.
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зелёная трава, белый снег и пушистые облака.
Чувство любви к родной природе — одно из слагаемых патриотизма.
Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, животными и птицами.
Помочь детям увидеть разнообразие флоры и фауны родного края, сформировать у детей осознанно-правильное отношение к живой и не живой природе, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношения к себе, как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды, показать, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять – все это и стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу, и место человека в ней. Проектно – исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
Большое значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию патриотизма, представлению о самоценности природы, эмоционально – положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту.
Авторы и разработчики проекта: Кравец И.Н., Поспелова И.А. – воспитатели группы.
Тип проекта: информационно — практико — ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный (1 год)
Участники проекта: воспитанники ТНР подготовительной группы, воспитатели, родители.
Цель проекта:
Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи проекта:
— Систематизировать знания об окружающем мире.
— Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
— Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
— Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
— Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире нашего края.
— Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.
— Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».
— Формировать умение защищать природу и бороться за ее сохранение.
— Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
— Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный – февраль – март 2022 г.
2 этап – Основной – март – январь 2023г.
3 этап – Заключительный – февраль 2023г.
Подготовительный этап (февраль – март 2022г).
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Сбор информации о состоянии экологического и патриотического воспитания детей.
Диагностика ребёнка, через дидактические, экологические и патриотические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Основной этап (апрель – декабрь 2022г)
Апробация содержания краткосрочных проектов.
Проведение мероприятий в группе.
Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап (январь 2023г.)
Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Выставка продуктов детской деятельности.
Фотовыставка.
Презентация проекта.
Срок реализации: февраль 2022- январь 2023г.
Проблема:
В настоящее время большое значение отводиться развитию технического прогресса. С развитием информационных технологий, система «ребенок — компьютер» вышла на первое место. С малых лет дети все больше времени уделяют технике, и, к сожалению, реже общаются с природой. Это «общение» подчас заменяет детям возможность погулять во дворе, понаблюдать за птицами или животными, насладиться красотой окружающей природы.
Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Актуальность. Планета Земля — наш общий дом каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка – дошкольника трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждает интерес к окружающему миру.
Тема проекта «Детство в гармонии с природой» выбрана нами не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У ДЕТЕЙ:
— будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
— поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
— разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
— научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
РОДИТЕЛИ:
— обогащение уровня экологических знаний родителей;
— повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
— создание единого воспитательно — образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
— возможность участвовать в совместных экологических проектах.