Гимнастика для языка
Подготовила учитель-логопед Храмцова Л.Ю.
Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы – чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика проводится:
— в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
— в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
— с родителями дома.
С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию.
Выполнение упражнений на развитие речевого аппарата нужно начинать в самом раннем возрасте.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
Комплекс упражнений.
«УЛЫБКА» — удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
«ТРУБОЧКА» — вытягивание губ вперед трубочкой.
«УЛЫБКА» — «ТРУБОЧКА» — чередование.
«ОКОШКО» — спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
«БЛИНЧИК» — широкий язык удерживать на нижней губе.
«ИГОЛОЧКА» — вытягивание узкого языка.
«БЛИНЧИК» — «ИГОЛОЧКА» — чередование.
«ПРИКЛЕЙ ИРИСКУ» — подъем языка за верхние зубы и удержание его в таком положении.
«КАЧЕЛИ» — чередование движений языка вверх-вниз.