Критерии готовности к обучению в школе
К началу обучения в школе дети должны уметь:
— строить сложные предложения разных видов;
— составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— составлять предложение из 3 – 4 слов;
— расчленять простые предложения на слова;
— расчленять слова на слоги (части);
— различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение.
— самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
— уметь различать по внешнему виду растения данной местности;
— иметь представление о сезонных явлениях природы;
— знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.
Нужно знать и уметь:
— числа первого десятка, прибавить единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним;
— цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
— знаки , , +, -, =;
— названия месяцев, последовательность дней недели;
— называть числа в прямом и обратном порядке;
— соотносить цифру и число предметов;
— составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— пользоваться арифметическими знаками;
— измерять длину предметов с помощью условной меры;
— составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
— делить круг, квадрат на 2 и 4 части.
Критерии психологической готовности ребенка к школе
- Социально-психологическая готовность к школе:
— присутствует учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
— дошкольник умеет общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).
2. Школьно-значимые психофизические функции:
— развитие мелкой моторики рук (уверенно владеет карандашом, ножницами);
— пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше – ниже, больше – меньше, вперед – назад, справа – слева);
— координация в системе глаз – рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книги);
— логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);
— произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15 – 20 мин).