Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Как человек победил ночь»
Цель: Уточнить представления об источниках света, о необходимости рационального освещения помещения и т. д.; о свете как источнике тепла; продолжать развивать воображение и логическое мышление; продолжать учить рассуждать.
Материалы и оборудование: Крош и Копатыч (игровые персонажи); картина с изображением ночной реки, поляны, костра и палатки; макет комнаты с различными осветительными приборами; лучина, свеча, электрическая лампочка, спички.
Предварительная работа: Беседы и занятия на темы: «Различные источники света», «Свет как источник тепла», « Экономь электроэнергию».
Ход занятия:
Воспитатель: Поздняя осень, холодно, сыро. Приятно вспомнить о лете. Ребята расскажите, кто, где отдыхал летом? (Рассказы детей). А у реки кто-нибудь отдыхал? (ответы детей). Значит, некоторые из вас в жаркие дни ходили на речку. Отдых у реки – это хорошо, потому что…
Дети: Можно купаться, загорать, ловить рыбу; даже в жару прохладно.
Воспитатель: Но отдых у реки – это и плохо. Почему?
Дети: Можно на солнце обгореть.
Воспитатель. А ночью на реке?
Дети: Комары кусают, темно и страшно.
Воспитатель: В этом убедились и Крош с Копатычем, отправившись на рыбалку. Когда стемнело, им стало холодно и грустно. Но ведь ночью ещё и темно. Как вы думаете почему?
Дети: Ночью все спят.
Воспитатель: Правильно, поэтому должно быть темно – иначе свет будет мешать спать. В то же время ночью не должно быть темно. Почему?
Дети: Чтобы не было страшно тем, кто не спит.
Воспитатель: А ещё свет даёт тепло, так необходимое в ночное время. Так что же делать Крошу и Копатычу?
Дети: Развести костёр – будет тепло и светло.
Воспитатель: Крош и Копатыч так и сделали. Но свет разбудил птиц, рыб, деревья, траву. Они стали выражать своё недовольство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошёл дождь. Всё живое обрадовалось ему, потому что…
Дети: Костёр погаснет, Крошу и Копатычу придётся перебраться в палатку, станет тихо, и природа опять заснёт.
Воспитатель: В палатке было холодно. Крош решил разжечь в ней костёр, но Копатыч не разрешил. Раз идёт дождь то рыбалку можно отложить, поэтому можно поспать – свет не нужен. А вот тепла не будет. Как быть?
Дети: Укрыться одеялом.
Воспитатель: Но они с собой не взяли его. Можно было пока горел костёр, положить туда камни, поставить ведро с водой и нагреть. А потом занести в палатку. Крош и Копатыч так и сделали и спокойно проспали до утра. На следующий день, вернувшись домой, они решили поставить у себя в доме печку, а трубу выставили в окно. Ребята печка должна быть, чтобы было тепло, и её не должно быть, потому что…
Дети: Некрасиво, если из окна будет выглядывать труба. Дым будет загрязнять воздух.
Воспитатель: Чем же заменить печку, чтобы в доме было тепло? Костёр разжечь нельзя, вёдра с горячей водой дом не обогреют?
Дети: В домах есть трубы и батареи, по которым течёт горячая вода.
Воспитатель: А поступает она из котельных. Но давайте вернёмся к Крошу и Копатыч. Костёр который они разожгли на берегу реки, давал им не только тепло, но и свет. Если сидеть в палатке вечером, то свет нужен. Значит, костёр в палатке хорошо?
Дети: Хорошо. Светло; дым отпугивает комаров.
Воспитатель: НО костёр в палатке – это и плохо. Почему?
Дети: Может начаться пожар.
Воспитатель: Значит, источник света для палатки должен быть намного меньше. Что вы могли бы предложить Крошу и Копатычу для освещения в палатки?
Дети: Свечу зажечь.
Воспитатель: (зажигает свечу и лучину и наблюдая вместе с детьми за тем, как они горят). Свеча и лучина это хорошо. Почему?
Дети: Огонь меньше, чем у костра, — света достаточно, а вероятность пожара мала. Их можно переносить с места на место.
Воспитатель: Свеча, лучина – это плохо, потому что?
Дети: Они быстро сгорают. Если подует ветер они быстро потухнут.
Воспитатель: В доме у Кроша и Копатыча было светло. Да и вы обходитесь без свечей и лучин. Я загадаю вам загадки, о чём они.
Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся.
Чудеса на потолке –
Повисло солнце на шнурке.
Висит она без дела днём,
А ночью освещает дом.
Дети: Электрическая лампочка.
Воспитатель: Действительно много лет назад было открыто электричество и Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры. Лампочка должна ярко гореть, чтобы в помещении было светло, и не должна ярко гореть, чтобы не слепить глаза. Как быть?
Дети: Спрятать её в колпак – абажур.
Воспитатель: Наступил вечер – Крош уселся перед телевизором, Копатыч улёгся спать. Ворочался, ворочался, никак заснуть не может: свет мешает. А Крош всё телевизор смотрит и свет не выключает, чтобы глаза не испортить. Друзья чуть даже не поссорились. Итак, какой должен быть свет?
Дети: Свет должен быть тусклым, чтобы не мешал другим. Можно включить настольную лапу, торшер.
Воспитатель: Крош так и сделал, Копатыч быстро заснул. Посмотрите на их дом (показывает макет дома), сколько у них разных осветительных приборов (рассматривают). Зачем?
Дети: Каждый светильник нужен для своих целей: настольная лампа, чтобы читать, ночник, когда спать ложишься.
Воспитатель: Если все светильники размещены правильно, то в помещении всегда будет достаточно светло и электроэнергию можно сэкономить (дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением).
Вот мы с вами и узнали, как человек победил ночь.
Используемая литература:
О.В. Дыбина «Ознакомление с окружающим миром в старшей группе».
Наглядно — дидактическое пособие: Серия «Мир в картинках».