Пальчиковая гимнастика
Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). И это закономерно.
Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции. Кроме того, эта часть работы легко доступна заинтересованным родителям.
Первое, с чем встречается ребёнок, приходя в группу детского сада, — это предметно-развивающая среда. В речевой группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных «застёжек», «шнуровок», конструкторов и мозаик, можно предложить:
- мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы — вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
- пробки от пластиковых бутылок:
— красные, синие и зелёные — для звукового разбора,
— всех цветов радуги — для игр на запоминание названий цветов,
— парные — как «башмачки» для пальцев рук,
— просверлённые посередине — для нанизывания бус;
— верёвки капроновые плетёные (диаметром 3—€ мм) — для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;
— кистевые эспандеры — для развития мышечной силы кисти;
— прищепки бельевые — для развития координации движений пальцев рук;
— щётки для волос, ипликаторы Кузнецова, коврики «Травка» — для массажа и самомассажа ладоней;
— клавиатуру компьютера, кнопочный телефон, пианолу, «пальцеходы» — для развития дифференцированных движений пальцев рук;
— кастаньеты — для отстукивания ритма;
— шаблоны (лекала) по лексическим темам — для обведения, раскрашивания, штрихования;
— игрушки типа копилок — для попадания в прорезь мелкими предметами: пластмассовыми пульками, копейками;
— игрушки из «киндер-сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
— «сухие бассейны» — ёмкости, наполненные горохом или фасолью, —для самомассажа кистей;
— «моталки» — верёвки с ручками на концах, привязанные к какому-либо центру, — для выработки координации вращательных движений;
— грецкие орехи —для самомассажа кистей, игры типа «Китайские шары» на координацию движений пальцев.
Часть этого материала может находиться и в кабинете логопеда: он использует его для организации выполнения движений, сочетаемых с речью.
Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.
Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры у детей с нарушениями речи.
Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики.
Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.