Пальчиковая гимнастика

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную коор­динацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная нелов­кость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и пе­реключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). И это закономерно.

Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находит­ся в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задер­живается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятель­ность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мел­кую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воз­действия. Причём не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции. Кроме того, эта часть работы легко доступна заинтересо­ванным родителям.

Первое, с чем встречается ребёнок, приходя в группу детского сада, — это предметно-развивающая среда. В речевой группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вы­зывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных «за­стёжек», «шнуровок», конструкторов и мозаик, можно предложить:

  • мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы — вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
    • пробки от пластиковых бутылок:

 

— красные, синие и зелёные — для звукового разбора,

— всех цветов радуги — для игр на запоминание названий цветов,

— парные — как «башмачки» для пальцев рук,

— просверлённые посередине — для нанизывания бус;

— верёвки капроновые плетёные (диаметром 3—€ мм) — для завязывания уз­лов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

— кистевые эспандеры — для развития мышечной силы кисти;

— прищепки бельевые — для развития координации движений пальцев рук;

— щётки для волос, ипликаторы Кузнецова, коврики «Травка» — для массажа и самомассажа ладоней;

— клавиатуру компьютера, кнопочный телефон, пианолу, «пальцеходы» — для развития дифференцированных движений пальцев рук;

— кастаньеты — для отстукивания ритма;

— шаблоны (лекала) по лексическим темам — для обведения, раскрашивания, штрихования;

— игрушки типа копилок — для попадания в прорезь мелкими предметами: пластмассовыми пульками, копейками;

— игрушки из «киндер-сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»;

— «сухие бассейны» — ёмкости, наполненные горохом или фасолью, —для са­момассажа кистей;

— «моталки» — верёвки с ручками на концах, привязанные к какому-либо цент­ру, — для выработки координации вращательных движений;

— грецкие орехи —для самомассажа кистей, игры типа «Китайские шары» на координацию движений пальцев.

Часть этого материала может находиться и в кабинете логопеда: он исполь­зует его для организации выполнения движений, сочетаемых с речью.

Известно, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже проис­ходит при участии речи.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это явля­ется и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры у детей с нару­шениями речи.

Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и про­извольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм ды­хания, развивается речеслуховая память.

 


Оставить отзыв

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо войти.