Возрастные особенности психического развития детей в возрасте 3 – 4 лет
В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится более разнообразным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами, а других действий с другими предметами. Основное содержание игры детей в этом возрасте является действия с игрушками и предметами – заменителями (кубики, мячи, карандаши и т.д.), что способствует развитию воображения. Родителям можно создавать разнообразные игровые ситуации: «Мишка заболел», «Поедем на огород» и т.д. Обращайте внимание на разговор персонажей. Задавайте ребенку вопросы, например: «Куда положим куклу спать?».
Продолжительность игры небольшая. Дети ограничиваются игрой с одной – двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Родителям необходимо участвовать в играх детей ежедневно, хотя бы по 15 – 20 минут. Следите, чтобы дети не выбирали отрицательные образы, уводите их от этого.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы пока бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. В этом возрасте большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Поэтому необходимо создать условия для занятия рисованием, лепкой, работой с бумагой в домашних условиях. Не бойтесь, что ребенок вымажет в доме стены или пол, позанимайтесь вместе с ним.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Необходимо развивать и конструктивные способности ребенка. Дети любят строить из кубиков, лего различные поделки как по образцу, выполненному взрослым, так и по собственному замыслу.
К четырем годам дети должны уметь воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, форме, цвету, ориентироваться в пространстве (в комнате, доме, дворе, в детском саду).
Это благоприятное время для развития памяти и внимания. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названных предметов. К концу младшего дошкольного возраста (к 4 годам) они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Поэтому очень важно рассказывать ребенку «Что такое хорошо и что такое плохо». Усвоенные ребенком нормы поведения выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игре. Дети чаще играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения (т.е. симпатия). Конфликты возникают в основном по поводу игрушек.
В этом возрасте дети еще не умеют управлять своим поведением, оно еще ситуативное. Но взрослые с помощью словесных указаний, уговоров помогают детям регулировать свои эмоции.
Не менее важный момент данного возраста – развитие самооценки. Дети ориентируются на оценку взрослого, поэтому нужно очень осторожно ругать или наказывать ребенка, чтобы не занизить его самооценку, лучше развивать уверенность в своих силах.
Продолжает развиваться половая идентификация. Это проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.